Московский антиквар. Проект находится на стадии запуска. Постепенно будут открываться новые разделы и функции.
20 июня 2025

Будущее арт-рынка — в антиквариате?

На прошлой месячной ярмарке Tefaf в Маастрихте продажи традиционного искусства показали рост.

Но не спешите праздновать победу, антиквары. Скучная коричневая мебель по-прежнему плохо продается, а то и вовсе залеживается. Другие направления антиквариата тоже вышли из моды — например, гобелены, фарфор и серебро, которые активно собирали пару поколений назад.

Однако, как всегда, исключения есть — для необычного и выдающегося. Две недели назад я посетил ярмарку Tefaf в Маастрихте и, как обычно, был поражен разнообразием и качеством представленных работ. Экспертиза здесь проводится безупречно, поэтому на продажу выставляют только лучшие вещи. Но больше всего меня заинтересовал явный рост продаж традиционного искусства после десятилетий доминирования современного.

Открытие ярмарки Tefaf в Маастрихте, 2025

Конечно, аудитория Tefaf специфическая: дилеры приглашают своих клиентов, многие из которых — страстные коллекционеры в своей области. Кроме того, здесь было рекордное присутствие институций — более 500 музеев со всего мира. Но даже с учетом этого список продаж впечатляет. Кто бы мог подумать, что керамика французского Ренессанса работы последователей Бернара Палисси, выставленная брюссельской Galerie Flore в эффектной гроте, покрытом мхом, найдет покупателей на 10 предметов — включая два американских музея и частных коллекционеров?

«Сельские глины» Бернара Палисси. Ок. 1550 г. Лувр, Париж / Новости / Московский антиквар

«Сельские глины» Бернара Палисси. Ок. 1550 г. Лувр, Париж

Или что специалист по серебру Koopman продаст 12 позолоченных тарелок, созданных по заказу братьев Шеджи для дворца Боргезе? Или что роскошный гобелен XVI века от барселонской галереи Artur Ramon Art уйдет за 800 000 евро в голландский музей? Или что римская галерея Alessandra di Castro продаст скульптуры, керамику и мебель уже в первые часы работы ярмарки?

Льюис Смит из Koopman отмечает, что в этом году продажи были значительно лучше, чем за предыдущие два, как среди новых, так и среди постоянных клиентов:

«В этом году на Tefaf у нас было огромное количество продаж, и я связываю это с общей корректировкой цен на рынке. Сейчас появились ценовые категории, в которых люди снова готовы покупать», — говорит он.

Оптимальной он назвал отметку в 100 000 долларов, отметив, что на уровне 2 миллионов продавать «гораздо сложнее». Его замечание о ценах важно, и с ним соглашается Амори де ла Муссаи из Galerie Flore:

«Мы продаем как современное, так и традиционное искусство. Обычно соотношение — одна треть традиционного к двум третям современного, но на Tefaf впервые за 15 лет пропорция изменилась на противоположную», — говорит он.

По его мнению, это отчасти связано со снижением цен:

«Они смехотворно низки по сравнению с современным искусством, особенно если учитывать редкость предлагаемых работ», — пояснил он, отметив, что керамика оценивалась от 20 000 до 70 000 евро.

«Определенно, интерес к старому искусству возвращается», — заявил он. И хотя ему, конечно, выгодно так говорить, итоги Tefaf в этом году, кажется, подтверждают его слова.

Справка от МА

 

Ярмарка TEFAF Maastricht по праву считается главным событием арт-сезона. Проходящая ежегодно в голландском Маастрихте, она объединяет около 270 ведущих галерей со всего мира, представляющих исключительные произведения искусства — от древностей до современных работ. Особую репутацию ярмарке придает система строгой экспертизы: каждый экспонат проверяется международными экспертами, гарантируя безупречное качество и подлинность.

Основанный в 1988 году Фонд изящных искусств TEFAF признан ведущей организацией в сфере искусства, антиквариата и дизайна. TEFAF проводит две крупнейшие международные ярмарки: флагманское мероприятие TEFAF Maastricht, представляющее 7000 лет истории искусства, и TEFAF New York, посвященный современному искусству и дизайну. Фонд даёт международным дилерам возможность представить работы музейного уровня разных эпох и направлений взыскательной аудитории коллекционеров и ценителей искусства.

«Московский антиквар» по материалам The Art Newspaper