Ранний шедевр Л. С. Лоури «На пути к фабрике» (1926) (источник: Lyon & Turnbull)
В 1926 году Артур Уоллес, литературный редактор газеты Manchester Guardian, купил картину напрямую у художника всего за £10. Это была одна из первых продаж Лоуренса Стивена Лоури. Полотно Going to the Mill («На пути к фабрике») почти столетие оставалось в семье Уоллесов, но в мире вокруг многое изменилось. Manchester Guardian превратился в The Guardian, Л. С. Лоури стал одним из самых любимых современных художников Англии, а Going to the Mill ушёл с молотка за £805 200 (около $1 млн!) на аукционе Modern Made от Lyon & Turnbull 2 мая.
Саймон Хакер, заместитель директора Lyon & Turnbull, называет Going to the Mill «классической работой Лоури». Хотя это одна из его ранних картин, в ней уже видны характерные черты его стиля: индустриальный пейзаж Манчестера (одна из любимых тем художника) и толпа узнаваемых схематичных фигур. Хакер считает такие сцены с массой людей величайшим достижением Лоури:
«Лоури приглашает нас всмотреться… Толпа распадается на отдельных людей, у каждого из которых — своя история. И Лоури умеет передать её одним росчерком кисти, густотой мазка, изгибом колена или поворотом плеча».
Going to the Mill рассказывает не только о жизни обычных людей в Манчестере 1920-х, но и стал частью истории семьи Уоллесов. Артур приобрёл картину во время Manchester Civic Week, о котором писал для газеты. Изначально она стоила £30, но Лоури согласился уступить дешевле. Внук Артура, Кит, вспоминает:
«Лоури, слегка смутившись, спросил: "Может, £10?" — и дедушка выписал чек. Потом Лоури написал ему: "Кажется, я запросил слишком много. Могу ли я дать вам ещё одну картину?" Так за £10 дед получил сразу два Лоури».
Л. С. Лоури (источник фото: сайт художника)
С учётом инфляции £10 в 1926 году сегодня равнялись бы примерно £520 ($700). Вторую картину, The Manufacturing Town («Индустриальный город»), Уоллесы продали несколько лет назад.
Вскоре стало ясно, что работы Лоури стоят гораздо больше, чем он сам предполагал. Хотя некоторые критики называли его «наивным художником» или «живописцем-любителем» (ошибочно полагая, что у него не было академического образования), при жизни он добился большого успеха. В 1930 году в Манчестере прошла его первая персональная выставка, где все работы были проданы. В 1939 году его картины впервые показали в Лондоне, привлекая более широкую аудиторию. До 1952 года Лоури продолжал работать сборщиком арендной платы, но после выхода на пенсию посвятил себя живописи вплоть до своей смерти в 1976 году. Поздние работы включали портреты, пейзажи и марины, но именно индустриальные сцены принесли ему славу.
Наследие Лоури до сих пор ощущается в британском искусстве и поп-культуре. В 1977 году фолк-дуэт Brian and Michael выпустил сингл «Matchstalk Men and Matchstalk Cats and Dogs» в его честь. Манчестерская группа Oasis создала анимированный клип на песню «The Masterplan» в стиле картин Лоури. А центр The Lowry, открытый в 2000 году в Большом Манчестере, хранит крупнейшую в мире публичную коллекцию его работ и проводит современные культурные мероприятия.
Лоуренс Стивен Лоури (L.S. Lowry, 1887–1976) — британский художник, известный своими индустриальными пейзажами и сценами из жизни рабочего класса.
Его характерный стиль со«спичечными людьми» (matchstick men) сделал его одним из самых узнаваемых британских художников XX века.
Особенности стиля:
— «Спичечные люди» (matchstalk men) – схематичные, вытянутые фигуры, ставшие его визитной карточкой.
— Мрачноватые индустриальные пейзажи – фабрики, дым, серые тона с редкими яркими пятнами.
Критики спорили: одни считали его примитивистом, другие – мастером, передавшим дух эпохи. Искусствоведы упрекали Лоури в отсутствии «высокой» техники, но позднее его стали ценить за честность и социальный подтекст: «Лоури – голос промышленного севера». Дэвид Хокни называл его «поэтом урбанизма», а Люсьен Фрейд восхищался его «гипнотической» простотой.
Лоури – культовый художник, чьи работы сначала высмеивали, а потом признали национальным достоянием. Его сцены из жизни рабочего класса стали символом индустриальной Англии XX века.
«Московский антиквар» по материалам Kovels.